19 Октября 2017
«История Усть-Таркской школы»

Начнем с того, что история Усть-Таркской школы так же замечательна и полна интересными событиями, как и история любой другой школы.
Сегодня мы с огромным удовольствием делимся с вами богатейшей историей школы, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение.
Их архивных документов первые упоминания о школе в Усть-Тарке относятся к началу XX века, когда зажиточные крестьяне села Бушмакин Прокопий Васильевич и Плетнёв (имя, отчество, к сожалению, неизвестны) отдали свои комнаты под школу. В доме Бушмакина училось 60 детей, а Плетнёва- 40. Всего было 2 учителя: Августа Кузьминична и поп-отец Геннадий.
В 1921 году в селе была единственная школа по ликвидации неграмотности.
В 1926 году открылась школа I-й ступени.
В 1929 году под школу отдан дом купца Архарова, директором назначен Шестаков Анатолий Васильевич.
В 1932 году заведующей школой стала Карлова Ирина Владимировна.
В 1936 году к моменту образования Усть-Таркского района, школа называлась «Семилетняя Усть-Таркская школа Новосибирской области»- директор Черенков Фёдор Николаевич. Среднее образование можно было получить в Казачье -Мысской средней школе Татарского района.
Решением Усть-Таркского райисполкома от 13.02.1942 №44 построена Усть-Таркская средняя школа. Директором в военные годы был Соколов (бывший директор авиазавода в Москве), завучем - Бакуров. В школе обучалось 300 человек, первый выпуск был в 1943 году: 7 юношей и 7 девушек.
Советская школа 50-х годов- директор Емельянов П.Е., завуч Киндалев С.М. В школе работало 23 учителя, 15 женщин, 8 мужчин, с высшим образованием - 9 человек, с образованием Учительского института-5, с незаконченным высшим - 1, со средним педагогическим - 5, с незаконченным средним - 3. Остальные учились заочно в учительском институте и педагогическом училище. Однако работа по закреплению кадров с соответствующим образованием не давала положительных результатов - наблюдалась частая сменяемость учительского коллектива; низкое педагогическое мастерство у отдельных учителей; недельная перегрузка.
Также отсутствовала действенная помощь по популяризации передового опыта работы учителей со стороны института совершенствования учителей (ИУУ); не было должного контроля со стороны ОБЛОНО и районного отдела народного образования. Все это отрицательно сказывалось на учебно-воспитательной работе.
Коллектив учителей Усть-Таркской средней школы в этот год работал в обстановке пятого года послевоенной Сталинской пятилетки, особое значение для которых приобретало воспитание молодого поколения в коммунистическом духе. Вооружаясь марксизмом-ленинизмом, учением товарища Сталина о языке, учителя воспитывали молодежь в духе беззаветной преданности советскому строю.
Школа размещалась в типовом одноэтажном кирпичном здании 9 классных комнат и кабинеты рассчитаны на 280 учащихся, работала в 2 смены. Кабинетов по физики, химии и биологии не было. Оборудования было недостаточно. Ученических парт не хватало в связи с увеличением контингента учащихся. Их ремонт и изготовление осуществлялся в школьной столярной мастерской. Освещалась электричеством, но, ввиду плохой работы электростанции, были частые случаи (иногда более недели) отключения света. Первые и последние уроки смен проводились при керосиновом освещении.
Имелся буфет, пришкольный участок 0,5 га, разбит фруктовый сад в 130 деревьев, 60 кустов смородины и крыжовника.
Школьную библиотеку (хранилось 2620 экземпляров книг художественной, научной, политической и методической литературы) ежегодно посещали 420 человек, в том числе и учителя. Было выдано 25928 книг, большим спросом пользовались журналы. Организовывалась передвижная выставка с необходимыми при подготовке к экзаменам книгами, вывешивались на стендах рекомендации по подготовке к экзаменам; проводились громкие читки, конференции. Учебниками учащиеся были обеспечены полностью, тетрадями снабжались регулярно и в достаточном количестве.
Центральная задача школы – выполнение Сталинского закона о всеобщем обязательном семилетнем образовании. Совместно с работниками сельсовета проводился подворный учет детей школьного возраста, активизировалась работа с родителями, дети которых не посещали школу через директора, Райисполком. Нуждающимся в счет зарплаты выдавали аванс на приобретение одежды и обуви школьникам, а остро нуждающихся- обеспечивали одеждой.
В результате проведения воскресников, организации платных вечеров и отчисления некоторыми гражданами села из своих личных сбережений- школа на своем счету всеобуча в сберегательной кассе имела к началу 1950-1951 гг. учебного года 3.000 руб., на которые было приобретено 15 фуфаек, 15 гимнастерок, 15 брюк, 5 пар валенок. Работа по выполнению всеобуча свидетельствовала об удовлетворительных результатах- в учебный процесс вовлекались все дети( согласно спискам, обучению подлежало 464 ребенка 7-15-ти летнего возраста), но некоторые все же не посещали занятия из-за отсутствия одежды и обуви (торгующие организации к началу занятий не имели в продаже необходимого количества товара).
Усть-Таркская школа обслуживала 7 населенных пунктов, интернат отсутствовал, подвоз не осуществлялся, часть учащихся, проживающих в 2-5 километрах от школы, ежедневно ходили домой.
В школе существовал один класс переростков с 16-тью учащимися, в нем учились дети 5-7 возрастов.
Примеры по состоянию преподавания учебных предметов:
Учебный материал планировался по программе начальных классов за 1950 год. Основная часть учащихся все разделы программы усваивала:
Первый класс (23 ученика) учительница Шилова А.А.
Учащиеся изучали чтение по букварю (количество прочитываемых слов в минуту 25-30), грамматика (письмо)- писали изложения и сочинения : «Кукла», «Чиж», «Весна», «Мыши»; чистописание – каллиграфия письма букв и цифр, арифметика. Из 23 трех учащихся на конец учебного года переведено во второй класс 20, оставлено на второй год трое учащихся по причине пропусков уроков, частых опозданий в связи с удаленностью от школы во время распутицы).
Второй класс (29 учеников)- учительница Крюкова А.И. В течение учебного года класс неоднороден по возрастному составу, 7 учащихся имели возраст свыше 14 лет, наблюдались длительные (более двух месяцев) пропуски занятий из-за болезни корью и малярией.
Третий класс (30 учеников)- учительница Бороздина А.Е.
Четвертый класс (33 ученика)- учительница Гершевич Н.С. Ребята изучали следующие предметы: русский язык, чтение, арифметика, история, география, естествознание, сдавали экзамены.
Пятые-десятые классы. Учащиеся изучали такие предметы, как ботаника, зоология, анатомия и физиология человека.
Основы Дарвинизма учитель Кувшинова О.К., физика - Матс Р.М., математика (алгебра, геометрия) - Белявская Л.М., Барбер М.И., русский язык и литература – Туманов В.М., Киндалев С.М., Балычева О.П., немецкий язык- Завацкий П.П., история, Конституция СССР –Петрова А.М., Потехина М.М., химия – Морозов А.М., география –Мастрюк Н.П., Колоскова Э.Н.
Большое внимание уделялось внеклассной и внешкольной работе: было создано 9 кружков с охватом 220 учеников: литературный, физико-математический, исторический, хоровой, танцевальный, географический, военно-физкультурный, юные мичуринцы, музыкальный. Занятия в кружках проводились 2 раза в месяц; Члены кружков были активными участниками общешкольных вечеров и различных мероприятий.
Для учащихся готовились лекции по различной тематике: Великие стройки коммунизма, Происхождение жизни на земле, Птицы нашего края и др.; организовывались общешкольные утренники, костюмированные маскарады, тематические вечера, общешкольные собрания, коллективные посещения кинофильмов с последующим обсуждением, экскурсии. Детские коллективы выпускали стенгазеты, которые отображали жизнь класса, школы, помогали повышению успеваемости и дисциплины. В учебное расписание были включены в неделю «политчас» и «воспитательский час», на которых классные руководители проводили беседы, доклады, политинформации, читали газеты и художественную литературу.
Связь классного руководителя с родителями осуществлялась через родительские собрания, посещение на дому, родительский день.
Центральное место принадлежало опоре на детский коллектив, тесную связь с пионерской и комсомольской организациями, учкомом. Все это в конечном счете формировало личность ребенка в духе любви к родине, школе, учителю.
К концу учебного года насчитывалось 7 комсомольских организаций из более 100 комсомольцев: благодаря им было выкопано 11 га картофеля, очищено 50 ц пшеницы. Комсомольцы принимали активное участие в озеленении школы, по сбору книг для Щербаковского детдома, по закладке фруктового сада школы и колхоза имени Ленина, в воскресниках, в скирдовании сена и пшеницы; помогали вовлекать в учебный процесс приезжающих детей школьного возраста (инициатива по созданию десятидворок).
Пионерская работа проводилась под руководством старшей пионерской вожатой, было организовано 10 пионерских отрядов, 26 пионерских звеньев из 170 учащихся пионеров. Пионерская организация принимала активное участие в общественной жизни школы, села: копка картофеля, озеленение, сбор золы, постановка концертов, а также обслуживание торжественных собраний, митингов, демонстраций пионерским приветствием. Проводились сборы отрядов и дружины, пионерские костры.
Шли годы. Менялся статус школы. В 1961 году школа переименована в одиннадцатилетнюю школу, в 1964 году- в Усть-Таркскую среднюю школу. Нужна была новая, просторная школа. В 1970 году началось ее строительство, а 14 ноября 1976 года уже распахнулись двери трехэтажной школы, в этом же году она была переименована в среднюю общеобразовательную. Но это уже новая эпоха. Выпускники Усть-Таркской школы говорят, что школьные годы были лучшими в их жизни, в школу они ходили как на праздник.
В 1976 году была введена школьная форма: темный пиджак и брюки для мальчиков, коричневое платье и черный фартук для девочек. Кроме того, существовала парадная школьная форма: для мальчиков- костюм с белой рубашкой, девочек – коричневое платье с белым фартуком.
Повседневная школьная форма для девочек дополнялась коричневыми или черными бантами, а праздничная – белыми. На боковой части рукава была нашита эмблема (шеврон) из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем — символ просвещения. Кроме школьной формы с 5 класса учащиеся должны были носить красный галстук – символ пионерской организации, к которой принадлежали практически все школьники.
Огромную роль в формировании и становлении школы сыграли директора, последовательно возглавлявшие ее на протяжении всего времени существования. Благодаря их труду школа всегда была значимым учебным заведением в районе: 1929г.- Шестаков А.В., 1932г.- заведующая школой Карлова И.В., 1936г.- Черенков Ф.Н., 1942г.- Соколов (бывший директор авиазавода в Москве), 1950г.- Емельянов П.Е., 1953г. – Снегирев И.А., 1958г. – Журавлев С.М., 1964г.- Суханов А.Д., 1971г. – Сокольчук С.И., 1978г.-1984г.- Синкевич Г.И., 1982г. – Контарев М.А., 2002г.- Терентьев А.В., 2008г.-Гончаров Л.В.
Традиции формирования активной жизненной позиции, гражданской культуры, чувства патриотизма, заложенные за все годы существования школы, живы и по сей день. Как и вся наша страна, школа жила в эпоху реформ и перемен. Менялась жизнь, менялись люди, но учитель всегда оставался, верен своему призванию: учить детей. Архивные документы хранят материалы о ветеранах педагогического труда.
Наши выпускники повсюду несут свет и тепло родной школы, а мы гордимся, что в Усть-Таркской школе учились ребята, которые в дальнейшем внесли огромный вклад в развитие села Усть-Тарка. Многие из выпускников приняли эстафету из рук любимых учителей и сами стали преподавателями в родной школе.
И пусть за годы существования школы менялись руководители, содержание программ, учебников, вводились новые педагогические технологии, но неизменным оставалось одно - любовь учителей к ученикам, заинтересованность в их дальнейшей судьбе. А значит, история школы продолжается.
Отделом архивной службы администрации Усть-Таркого района подготовлена выставка «История Усть-Таркской школы» на основе архивных документов и изданий научно-справочной библиотеки с использованием экспонатов из местного краеведческого музея МКУ ДО Усть-Таркский ДДТ.
Ознакомиться с материалами выставки можно по адресу: с. Усть-Тарка, Дзержинского ул., 16а, отдел архивной службы администрации Усть-Таркского района, на официальном сайте администрации Усть-Таркского района www.ust-tarka.nso.ru в интернет-разделе отдела архивной службы в подразделе «ЭЛЕКТРОННЫЕ ВЫСТАВКИ».
Источники информации:
Сегодня мы с огромным удовольствием делимся с вами богатейшей историей школы, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение.
Их архивных документов первые упоминания о школе в Усть-Тарке относятся к началу XX века, когда зажиточные крестьяне села Бушмакин Прокопий Васильевич и Плетнёв (имя, отчество, к сожалению, неизвестны) отдали свои комнаты под школу. В доме Бушмакина училось 60 детей, а Плетнёва- 40. Всего было 2 учителя: Августа Кузьминична и поп-отец Геннадий.
В 1921 году в селе была единственная школа по ликвидации неграмотности.
В 1926 году открылась школа I-й ступени.
В 1929 году под школу отдан дом купца Архарова, директором назначен Шестаков Анатолий Васильевич.
В 1932 году заведующей школой стала Карлова Ирина Владимировна.
В 1936 году к моменту образования Усть-Таркского района, школа называлась «Семилетняя Усть-Таркская школа Новосибирской области»- директор Черенков Фёдор Николаевич. Среднее образование можно было получить в Казачье -Мысской средней школе Татарского района.
Решением Усть-Таркского райисполкома от 13.02.1942 №44 построена Усть-Таркская средняя школа. Директором в военные годы был Соколов (бывший директор авиазавода в Москве), завучем - Бакуров. В школе обучалось 300 человек, первый выпуск был в 1943 году: 7 юношей и 7 девушек.
Советская школа 50-х годов- директор Емельянов П.Е., завуч Киндалев С.М. В школе работало 23 учителя, 15 женщин, 8 мужчин, с высшим образованием - 9 человек, с образованием Учительского института-5, с незаконченным высшим - 1, со средним педагогическим - 5, с незаконченным средним - 3. Остальные учились заочно в учительском институте и педагогическом училище. Однако работа по закреплению кадров с соответствующим образованием не давала положительных результатов - наблюдалась частая сменяемость учительского коллектива; низкое педагогическое мастерство у отдельных учителей; недельная перегрузка.
Также отсутствовала действенная помощь по популяризации передового опыта работы учителей со стороны института совершенствования учителей (ИУУ); не было должного контроля со стороны ОБЛОНО и районного отдела народного образования. Все это отрицательно сказывалось на учебно-воспитательной работе.
Коллектив учителей Усть-Таркской средней школы в этот год работал в обстановке пятого года послевоенной Сталинской пятилетки, особое значение для которых приобретало воспитание молодого поколения в коммунистическом духе. Вооружаясь марксизмом-ленинизмом, учением товарища Сталина о языке, учителя воспитывали молодежь в духе беззаветной преданности советскому строю.
Школа размещалась в типовом одноэтажном кирпичном здании 9 классных комнат и кабинеты рассчитаны на 280 учащихся, работала в 2 смены. Кабинетов по физики, химии и биологии не было. Оборудования было недостаточно. Ученических парт не хватало в связи с увеличением контингента учащихся. Их ремонт и изготовление осуществлялся в школьной столярной мастерской. Освещалась электричеством, но, ввиду плохой работы электростанции, были частые случаи (иногда более недели) отключения света. Первые и последние уроки смен проводились при керосиновом освещении.
Имелся буфет, пришкольный участок 0,5 га, разбит фруктовый сад в 130 деревьев, 60 кустов смородины и крыжовника.
Школьную библиотеку (хранилось 2620 экземпляров книг художественной, научной, политической и методической литературы) ежегодно посещали 420 человек, в том числе и учителя. Было выдано 25928 книг, большим спросом пользовались журналы. Организовывалась передвижная выставка с необходимыми при подготовке к экзаменам книгами, вывешивались на стендах рекомендации по подготовке к экзаменам; проводились громкие читки, конференции. Учебниками учащиеся были обеспечены полностью, тетрадями снабжались регулярно и в достаточном количестве.
Центральная задача школы – выполнение Сталинского закона о всеобщем обязательном семилетнем образовании. Совместно с работниками сельсовета проводился подворный учет детей школьного возраста, активизировалась работа с родителями, дети которых не посещали школу через директора, Райисполком. Нуждающимся в счет зарплаты выдавали аванс на приобретение одежды и обуви школьникам, а остро нуждающихся- обеспечивали одеждой.
В результате проведения воскресников, организации платных вечеров и отчисления некоторыми гражданами села из своих личных сбережений- школа на своем счету всеобуча в сберегательной кассе имела к началу 1950-1951 гг. учебного года 3.000 руб., на которые было приобретено 15 фуфаек, 15 гимнастерок, 15 брюк, 5 пар валенок. Работа по выполнению всеобуча свидетельствовала об удовлетворительных результатах- в учебный процесс вовлекались все дети( согласно спискам, обучению подлежало 464 ребенка 7-15-ти летнего возраста), но некоторые все же не посещали занятия из-за отсутствия одежды и обуви (торгующие организации к началу занятий не имели в продаже необходимого количества товара).
Усть-Таркская школа обслуживала 7 населенных пунктов, интернат отсутствовал, подвоз не осуществлялся, часть учащихся, проживающих в 2-5 километрах от школы, ежедневно ходили домой.
В школе существовал один класс переростков с 16-тью учащимися, в нем учились дети 5-7 возрастов.
Примеры по состоянию преподавания учебных предметов:
Учебный материал планировался по программе начальных классов за 1950 год. Основная часть учащихся все разделы программы усваивала:
Первый класс (23 ученика) учительница Шилова А.А.
Учащиеся изучали чтение по букварю (количество прочитываемых слов в минуту 25-30), грамматика (письмо)- писали изложения и сочинения : «Кукла», «Чиж», «Весна», «Мыши»; чистописание – каллиграфия письма букв и цифр, арифметика. Из 23 трех учащихся на конец учебного года переведено во второй класс 20, оставлено на второй год трое учащихся по причине пропусков уроков, частых опозданий в связи с удаленностью от школы во время распутицы).
Второй класс (29 учеников)- учительница Крюкова А.И. В течение учебного года класс неоднороден по возрастному составу, 7 учащихся имели возраст свыше 14 лет, наблюдались длительные (более двух месяцев) пропуски занятий из-за болезни корью и малярией.
Третий класс (30 учеников)- учительница Бороздина А.Е.
Четвертый класс (33 ученика)- учительница Гершевич Н.С. Ребята изучали следующие предметы: русский язык, чтение, арифметика, история, география, естествознание, сдавали экзамены.
Пятые-десятые классы. Учащиеся изучали такие предметы, как ботаника, зоология, анатомия и физиология человека.
Основы Дарвинизма учитель Кувшинова О.К., физика - Матс Р.М., математика (алгебра, геометрия) - Белявская Л.М., Барбер М.И., русский язык и литература – Туманов В.М., Киндалев С.М., Балычева О.П., немецкий язык- Завацкий П.П., история, Конституция СССР –Петрова А.М., Потехина М.М., химия – Морозов А.М., география –Мастрюк Н.П., Колоскова Э.Н.
Большое внимание уделялось внеклассной и внешкольной работе: было создано 9 кружков с охватом 220 учеников: литературный, физико-математический, исторический, хоровой, танцевальный, географический, военно-физкультурный, юные мичуринцы, музыкальный. Занятия в кружках проводились 2 раза в месяц; Члены кружков были активными участниками общешкольных вечеров и различных мероприятий.
Для учащихся готовились лекции по различной тематике: Великие стройки коммунизма, Происхождение жизни на земле, Птицы нашего края и др.; организовывались общешкольные утренники, костюмированные маскарады, тематические вечера, общешкольные собрания, коллективные посещения кинофильмов с последующим обсуждением, экскурсии. Детские коллективы выпускали стенгазеты, которые отображали жизнь класса, школы, помогали повышению успеваемости и дисциплины. В учебное расписание были включены в неделю «политчас» и «воспитательский час», на которых классные руководители проводили беседы, доклады, политинформации, читали газеты и художественную литературу.
Связь классного руководителя с родителями осуществлялась через родительские собрания, посещение на дому, родительский день.
Центральное место принадлежало опоре на детский коллектив, тесную связь с пионерской и комсомольской организациями, учкомом. Все это в конечном счете формировало личность ребенка в духе любви к родине, школе, учителю.
К концу учебного года насчитывалось 7 комсомольских организаций из более 100 комсомольцев: благодаря им было выкопано 11 га картофеля, очищено 50 ц пшеницы. Комсомольцы принимали активное участие в озеленении школы, по сбору книг для Щербаковского детдома, по закладке фруктового сада школы и колхоза имени Ленина, в воскресниках, в скирдовании сена и пшеницы; помогали вовлекать в учебный процесс приезжающих детей школьного возраста (инициатива по созданию десятидворок).
Пионерская работа проводилась под руководством старшей пионерской вожатой, было организовано 10 пионерских отрядов, 26 пионерских звеньев из 170 учащихся пионеров. Пионерская организация принимала активное участие в общественной жизни школы, села: копка картофеля, озеленение, сбор золы, постановка концертов, а также обслуживание торжественных собраний, митингов, демонстраций пионерским приветствием. Проводились сборы отрядов и дружины, пионерские костры.
Шли годы. Менялся статус школы. В 1961 году школа переименована в одиннадцатилетнюю школу, в 1964 году- в Усть-Таркскую среднюю школу. Нужна была новая, просторная школа. В 1970 году началось ее строительство, а 14 ноября 1976 года уже распахнулись двери трехэтажной школы, в этом же году она была переименована в среднюю общеобразовательную. Но это уже новая эпоха. Выпускники Усть-Таркской школы говорят, что школьные годы были лучшими в их жизни, в школу они ходили как на праздник.
В 1976 году была введена школьная форма: темный пиджак и брюки для мальчиков, коричневое платье и черный фартук для девочек. Кроме того, существовала парадная школьная форма: для мальчиков- костюм с белой рубашкой, девочек – коричневое платье с белым фартуком.
Повседневная школьная форма для девочек дополнялась коричневыми или черными бантами, а праздничная – белыми. На боковой части рукава была нашита эмблема (шеврон) из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем — символ просвещения. Кроме школьной формы с 5 класса учащиеся должны были носить красный галстук – символ пионерской организации, к которой принадлежали практически все школьники.
Огромную роль в формировании и становлении школы сыграли директора, последовательно возглавлявшие ее на протяжении всего времени существования. Благодаря их труду школа всегда была значимым учебным заведением в районе: 1929г.- Шестаков А.В., 1932г.- заведующая школой Карлова И.В., 1936г.- Черенков Ф.Н., 1942г.- Соколов (бывший директор авиазавода в Москве), 1950г.- Емельянов П.Е., 1953г. – Снегирев И.А., 1958г. – Журавлев С.М., 1964г.- Суханов А.Д., 1971г. – Сокольчук С.И., 1978г.-1984г.- Синкевич Г.И., 1982г. – Контарев М.А., 2002г.- Терентьев А.В., 2008г.-Гончаров Л.В.
Традиции формирования активной жизненной позиции, гражданской культуры, чувства патриотизма, заложенные за все годы существования школы, живы и по сей день. Как и вся наша страна, школа жила в эпоху реформ и перемен. Менялась жизнь, менялись люди, но учитель всегда оставался, верен своему призванию: учить детей. Архивные документы хранят материалы о ветеранах педагогического труда.
Наши выпускники повсюду несут свет и тепло родной школы, а мы гордимся, что в Усть-Таркской школе учились ребята, которые в дальнейшем внесли огромный вклад в развитие села Усть-Тарка. Многие из выпускников приняли эстафету из рук любимых учителей и сами стали преподавателями в родной школе.
И пусть за годы существования школы менялись руководители, содержание программ, учебников, вводились новые педагогические технологии, но неизменным оставалось одно - любовь учителей к ученикам, заинтересованность в их дальнейшей судьбе. А значит, история школы продолжается.
Отделом архивной службы администрации Усть-Таркого района подготовлена выставка «История Усть-Таркской школы» на основе архивных документов и изданий научно-справочной библиотеки с использованием экспонатов из местного краеведческого музея МКУ ДО Усть-Таркский ДДТ.
Ознакомиться с материалами выставки можно по адресу: с. Усть-Тарка, Дзержинского ул., 16а, отдел архивной службы администрации Усть-Таркского района, на официальном сайте администрации Усть-Таркского района www.ust-tarka.nso.ru в интернет-разделе отдела архивной службы в подразделе «ЭЛЕКТРОННЫЕ ВЫСТАВКИ».
Источники информации:
- Усть-Таркский район (издание посвящено 65-летнему юбилею района). - Новосибирск: Издательский Дом «АртБизнесЛайн», 2003-8с.
- «Дорогой сердцу край» (издание посвящено 70-летнему юбилею района).- Новосибирск: Издательство ЦЭРИС, 2006–50с.
- Усть-Таркский район (издание посвящено 75-летнему юбилею района).- Новосибирск: Издательство ЦЭРИС, 2011–61с.
- Край Усть-Таркский – наша судьба: Усть-Таркский район Новосибирской области. История и современность (издание посвящено 80-летнему юбилею района). - Новосибирск: ЦЭРИС, 2017-280с.
- Фонд 1В Видеодокументы, опись 1, ДД.1
- Фонд 1Ф Фотодокументы, опись 1, ДД.1,2,6,16,17,19,58,61,63,69, 70,72,73
- Фонд 31 Отдел архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства территориальной администрации Усть-Таркского района, опись 1, ДД.43, ЛЛ. 118-119.
- Фонд 45 Усть-Таркский районный Совет народных депутатов, опись 1, ДД. 15,181, ЛЛ. 1,5,6.
- Ф. 80 Усть-Таркая средняя школа, опись №1, ДД.1-68
- Материалы, экспонаты из местного краеведческого музея МКУ ДО Усть-Таркский ДДТ.
Татьяна Алексеева, начальник отдела архивной службы администрации Усть-Таркского района